Правила Игры
Игра не может проходить без официальных лиц. Официальные лица – это судья, который принимает решения по всем игровым вопросам, строго следит за соблюдением правил игры, по просьбе игроков протирает шары, вмешивается в ход игры в случае любых нарушений, если игрок дальтоник, то говорит ему цвет шаров, несет ответственность за строгое соблюдение правил игры в снукер. Судья ни в коем случае не отвечает на вопросы, не вмешивается в ход игры, не подсказывает и не дает советы. Если судья пропустил какой-либо игровой момент, то он может принять решение на основе опроса свидетелей. Он также обязан отвечать на вопрос о разнице набранных игроками очков. Второе официальное лицо-секретарь, который ведет счет на доске информации.
Правила игры в снукер предусматривают следующие термины.
Розыгрыш или фрейм. Фрейм заканчивается после того, как игрок признал поражение или после того, как был правильно забит последний черный шар или совершено нарушение при ударе по черному шару. Гейм- это партия, которая состоит из согласованного количества фреймов. Матч - встреча, которая состоит из согласованного количества геймов. Играющий – это участник, производящий или готовящийся произвести удар, он является играющим до завершения удара или серии. Удар по битку производится наклейкой кия и считается правильным, если выполняются следующие требования:
1) в момент удара цветные шары (в случае необходимости) выставлены и все шары должны быть неподвижны
2) по битку произведен удар, а не толчок (пропих);
3) удар считается завершенным только тогда, когда все шары остановились и играющий, по мнению судьи, отошел от стола.
4) играющий не должен касаться никаких других шаров, кроме битка
5) в момент выполнения удара, хотя бы одна нога играющего должна касаться пола;
6) наклейка кия не должна касаться битка более одного раза
7) шар или шары не должны перескакивать за борт.
8) биток находится вне игры, если он падает в лузу или выскакивает за борт, он остается вне игры до тех пор, пока не введен в игру ударом с руки или пока не совершено какое-либо нарушение после установки битка. Для установки битка можно использовать кий, если игрок, по мнению судьи, не пытается при этом произвести удар, биток в данном случае остается вне игры, даже если битка коснулась наклейка кия.
Шар в игре - это когда биток находится в игре во всех случаях, кроме 8)
9) прицельные шары находятся в игре после выставления до тех пор, пока не упадут в лузу или не выскочат за борт.
Очередной шар (шар на игре) - это прицельный шар, с которым должно произойти первое касание битка после нанесения удара.
Объявленный шар - это прицельный шар, который играющий объявляет (или на который указывает судье) в качестве очередного. Игрок обязан объявить очередной шар по требованию судьи.
Сыгранный (забитый шар) – это шар, который после соударения с другим шаром падает в лузу.
Серия – это если шар сыгран, то следующий удар производит тот же самый игрок.
Маска (снукер) - позиция, при которой маскирующие (не очередные) прицельные шары не позволяют произвести прямой удар битком по очередному шару, маски нет, если возможен прямой удар хотя бы по одному из очередных шаров.
Биток считается поставленным за губу лузы, если губа лузы не позволяет произвести прямой удар по очередному прицельному шару. Отметка считается занятой, если шар нельзя установить на ней без касания другого шара. Пропих - неправильный удар, при котором наклейка кия продолжает находиться в соприкосновении с битком. Перескок - удар, при котором биток сначала перескакивает через маскирующий прицельный шар, а затем ударяет по очередному прицельному шару (а не наоборот).
Победителем в игру снукер считается игрок или команда, которые наберут наибольшее количество очков, или кому присуждена победа в партии. Каждый игрок использует один и тот же белый биток. 21 прицельный шар включает 15 красных стоимостью в одно очко и 6 цветных: желтый -2 очка, зеленый – 3 очка, коричневый – 4 очка, синий – 5 очков, розовый – 6 очков, черный – 7 очков. Удары, приносящие результат, выполняются путем сыгрывания красных и цветных шаров поочередно, до тех пор, пока на столе не останется ни одного красного шара, после чего сыгрывают цветные в порядке возрастания их стоимости - от желтого до черного.
Перед началом каждого фрейма прицельные шары расставляют следующим образом:
черный - на особую отметку,
розовый - на пирамидную отметку,
синий - на центральную отметку,
коричневый - посередине линии балки,
зеленый - в левом углу сектора,
желтый - в правом углу сектора,
красный - в форме треугольника с вершиной как можно ближе к розовому шару, но не вплотную, и основанием параллельно заднему борту.
Позиции шаров называют обычно по цвету прицельного шара, например черная отметка, розовая отметка и т.д.
Проводится жеребьевка, кто играет первым, причем очередность должна оставаться неизменной в течение всего фрейма.
Примечание: очередность нанесения первого удара в каждом последующем фрейме в течение одного и того же гейма изменяется.
Фрейм начинается ударом с руки из сектора "D". Биток должен коснуться очередного шара и не упасть в лузу. В лузу не должен упасть не очередной шар.
Пока на столе остаются красные шары, они являются очередными при выполнении первого удара каждой новой серии. При успешном ударе засчитывается стоимость каждого сыгранного красного шара или шара, объявленного в качестве красного. Если красный шар сыгран, то очередным шаром становится цветной. При успешном сыгрывании цветного шара, играющему засчитывается его стоимость, после чего шар выставляется.
1) Пока остаются красные шары на столе, серия продолжается путем поочередного сыгрывания красных и цветных;
2) После этого очередными становятся цветные в порядке возрастания их стоимости, которые уже не выставляются.
3) Если играющий не произвел успешный удар, то вступающий в игру соперник играет с места остановки битка.
4) Если на столе остался один черный шар, то фрейм заканчивается после первого результативного удара или нарушения, за исключением случая, когда счет после этого становится равным, и тогда игра происходит следующим образом:
а) выставляется черный шар,
б) проводится жребий, кому производить следующий удар,
в) игра продолжается ударом с руки из сектора,
г) фрейм заканчивается после первого успешного удара или нарушения.
д) если в партии или матче ведется общий совокупный счет, то данное правило применимо в том случае, когда счет становится равным после окончания последнего фрейма.
Удар с руки производится после установки битка внутри или на границе сектора D .
Биток не должен попадать одновременно в два шара, за исключением случаев, когда оба шара красные или один свободный, а другой очередной.
Если необходимо выставить цветной шар, а его собственная отметка занята, то он выставляется на свободную отметку наибольшей стоимости.
Если выставляют более одного цветного и их собственные отметки заняты, то также отдается приоритет шару большей стоимости.
Если все отметки заняты, то цветной выставляют как можно ближе к собственной отметке со стороны заднего борта.
Если в случае черного или розового все пространство на продольной линии между собственной отметкой и задним бортом занято, то шар выставляют на продольной линии как можно ближе к собственной отметке со стороны переднего борта.
Если биток касается другого шара, который является или может являться очередным, то это соприкосновение шаров, тогда играющий должен нанести удар в сторону от него, в противном случае произойдет пропих.
За удар в сторону от шара штраф не налагается, если: шар очередной, а играющий объявляет его, или шар очередной, а играющий объявляет и наносит удар по другому шару или шар не очередной
Если шар падает в лузу без соударения с другим шаром, то он восстанавливается на прежнем месте.
Если соперник в этом случае берет удар на себя, то он может объявить очередным любой прицельный шар.
Если зависший шар мог бы быть задет каким-либо другим шаром, пришедшим в движение, вследствие произведенного удара, но упал в лузу до соударения с ним, то все шары восстанавливаются на своих первоначальных позициях, и удар повторяется заново.
Если шар приостановился на мгновение на краю лузы, а затем упал в нее, то он не восстанавливается.
Если биток оказался замаскированным после нарушения, то судья объявляет свободный шар.
При выполнении данного удара объявленный шар во всех отношениях, (за исключением, если свободный шар сыгран и он выставляется) рассматривается как очередной и приравнивается к нему по стоимости.
Если сыгран и свободный, и очередной, то засчитывается стоимость только лишь очередного шара за исключением, если красный сыгран, то следующим очередным шаром становится цветной и при его сыгрывании играющему засчитывается его стоимость, после чего шар выставляется. Правила снукера нарушены, если:
1) биток не коснулся (первым) свободного шара,
2) биток после удара оказался замаскирован свободным шаром (за исключением случая, когда на столе остались только розовый и черный).
Если совершено нарушение правил игры в снукер, то судья фиксирует фол, а после завершения удара объявляет штраф. Если судья не зафиксировал нарушение по каким-либо причинам, а соперник не заявил об этом до нанесения следующего удара, то нарушение остается без последствий. На игрока, совершившего нарушение, налагается предусмотренный Правилами штраф, при этом штрафные очки прибавляются к текущему счету соперника. Все неправильно выставленные шары остаются на своих местах, а не выставленные выставляются. Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений, то налагается лишь один, но максимальный штраф, предусмотренный за самое серьезное нарушение.
Если на столе возникла патовая позиция, судья предупреждает об этом игроков, что если ситуация вскоре не изменится, то фрейм будет объявлен недействительным. После этого он переигрывается и сохраняется та же очередность.
Штраф в размере семи очков налагается, если играющий использует в качестве битка не белый шар, использует шары, вышедшие из игры, играет по красному, когда на очереди цветной, нарушает правила после сыгрывания красного, но до объявления цветного
Если неподвижный или движущийся шар потревожен вследствие какого-либо постороннего, не связанного с играющим воздействия, то судья восстанавливает его на прежнее место.
Примечание: сюда же относится и случай, когда вследствие какого-либо постороннего вмешательства шара касается и сам игрок. Игрок не несет также ответственности и в том случае, когда шары потревожены вследствие какого-либо прямого или косвенного воздействия со стороны судьи.
Что же такое снукер? «Снукер»- это такая позиция, из которой биток не может достать тот шар, который по правилам должен быть сыгран: он либо "замаскирован", либо даже полностью закрыт. Но всегда может выручить либо крученый удар, заставляющий идти биток по дуге, либо меткий бортовой удар. Но это уже тонкости мастерства бильярдистов…